Я

ЯВОЧНО-НОРМАТИВНЫЙ ПОРЯДОК ОБРАЗОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ -порядок, при котором юридическое лицо создается без чьего-либо распоряжения или разрешения (соответственно распорядительный и разрешительный порядок). Возникновение определенных видов юридических лиц при явочно-нормативном порядке предусматривается общим нормативным актом (напр., для акционерных обществ — ФЗ «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 г.). Инициаторы создания юридического лица обязаны соблюсти предусмотренный законодательством порядок. Соблюдение установленных нормативным актом требований дает право на признание статуса юридического лица, которое реализуется через его государственную регистрацию.

ЯЗЫКОВОЙ СУВЕРЕНИТЕТ — по определению Закона РСФСР «О языках народов РСФСР» от 25 октября 1991 г. «совокупность прав народов и личности на сохранение и всестороннее развитие родного языка, свободу выбора и использования языка общения».

ЯЗЫКОВОЙ ЦЕНЗ — требование, согласно которому для обладания избирательными правами необходимо знать официальный (государственный) язык (либо один из официальных языков, либо все официальные языки) данного государства. Распространен в ряде многонациональных государств (иногда в виде грамотности ценза). Иногда помимо общего устанавливается квалифицированный Я.ц.: так, согласно Конституции Казахстана президентом республики может быть избран гражданин Казахстана, в совершенстве владеющий государственным языком, тогда как от кандидата на пост вице-президента требуется лишь простое его знание.

ЯРЛЫКИ (от тюрк. ярлэк — повеление, приказ) — 1) льготные грамоты ханов Золотой Орды подвластной светской и духовной знати; 2) наклейки на вещи, товары с указанием названия, количества, предприятия (или фирмы) и т.д.

ЯРМАРКА — 1) место периодической торговли; 2) регулярный рынок широкого значения, международная экономическая выставка образцов, которая (независимо от ее наименования) в соответствии с обычаями страны, на территории которой она проводится, представляет собой крупный рынок товаров широкого потребления и (или) оборудования, действует в течение ограниченного времени в одном и том же месте и на которой экспонентам разрешается представлять образцы своей продукции для заключения торговых сделок в национальном и международном масштабах.

Добавить комментарий